Оружейная коллекция
Популярное
Исторические следы кирзача vs берцев. Часть 2Вопрос о противостоянии кирзовых сапог и берцев становится еще более интересным, если вспомнить, что Красная Армия была хорошо знакома и с ботинками со шнуровкой, и с сапогами, причем вовсе не в единичных сравнениях, а...
Оригинальный немецкий бесшумный револьвер PDSR 3Достаточно забавно наблюдать при просмотре не самых низкобюджетных кинолент, как главный герой под покровом ночи в полной тишине истребляет своих врагов одного за одним при помощи револьвера с присоединенным к нему...
«Великая ружейная драма США» (Винтовки по странам и континентам – 6)Тема стрелкового оружия США середины XIX века вызвала живой интерес читательской аудитории ВО и предложения ее продолжить. Ну что ж, почему бы и нет, тем более, что в прошлый раз одно из направлений, по которому оно там...
Недооцененный компактный пистолет Remington RM380Последние годы для компании Remington выдались не самыми лучшими, ходили даже сильно поспешные слухи о банкротстве. Разумеется, такой оружейный гигант банкротом не станет, но отрицать, что дела идут неважно бессмысленно...
Пистолеты-пулеметы «Порт-Саид» и «Акаба» родом из ЕгиптаВ конце сороковых годов Египет озаботился перевооружением своей армии. Вооруженным силам требовались вооружения и техника новых типов, часть которых предлагалось выпускать самостоятельно. Одним из первых образцов...
Оружие
Тяжелый танк ИС-7: невостребованная мощьВ самом конце войны, в феврале 1945 года, в КБ завода №100, филиал которого на тот момент времени находился в Ленинграде, приступили к работам над проектом нового тяжелого танка, который должен был стать развитием...
Имитатор цели ракета-мишень ИЦ-35Расчетам комплексов противовоздушной обороны необходимы тренировки, для которых может требоваться специальное оснащение. В частности, учебные стрельбы могут осуществляться по ракетам-мишеням. Для обучения расчетов...
Работа над точностью: минометные мины для армии СШАВысокоточные минометные мины привлекают все большее внимание американских военных, которые видят в них такие достоинства, как например, повышенная точность, сниженные косвенные потери и упрощенная логистическая цепочка...
Американская «Армата»: было приказано построить на 15 лет раньшеАмериканцы, а вслед за ними европейцы признали верность российской концепции развития бронетехники. Россия в танкостроении, несмотря на распад СССР и десятилетие разрухи, оказалась впереди своих главных оппонентов....
«Красуха-2О»: является по-настоящему тяжёлым случаем"Красуха-2О" - тяжелый ударный инструмент российских войск РЭБ....
Подпишись на рассылку и будь всегда в курсе наших новостей.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

«Моти покупай у мастера по приготовлению моти; за рисовыми лепешками - иди к пирожнику»
(Японская пословица)


Мы можем бесконечно «копаться» в деталях японского меча и… это будет все также интересно. В общем, это настоящий «ящик Пандоры», недаром у японских мечей столько поклонников. Но это и неудивительно. Каждая деталь в них не только функциональна, но еще и красива. А вот этого добиться совсем нелегко. За этим столетия размышлений о прекрасном, постижение меры вещей, умения чувствовать материал и работать с ним.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Давайте еще раз посмотрим вот на это – линию на острие, которая называется боси. Как красивы эти волны на полированной стали! Вот такая линия закалки имеет тоже свое название – мидари-коми, то есть «волнистая». Хотя, казалась бы, перед нами совершенно утилитарная вещь. Кстати, здесь мы видим клинок нагинаты, а не тати или катаны.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

А вот на этом фото показано киссаки – собственно острие, закаленная часть клинка (якиба), и линия закалки – боси, разделяющаю закаленное лезвие ха (или ха-саки) от самого клинка – дзи-цуя. Она более темная, а вот закаленная часть – более светлая и японцы их, естественно, различают. Светлая часть называется ха-цуя и это практически то же самое, что и якиба. Во всяком случае мы не ошибемся, назвав эту часть клинка и так, и так. Но тут же присутствует и линия ёкоте – разделяющая острие и клинок. Как видите – в японском мече все очень и очень сложно. Масса терминов, описывающих ширину клинка (михаба), его поверхностный узор (дзихада), название обуха клинка у острия (мунэ-саки) и так далее.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Узор хада. По нему опытный мастер мог узнать автора меча, даже не читая его подпись на хвостовике накаго.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Естественно, что хвостовик клинка накадо у нихонто тоже не был совсем уж утилитарной деталью. На фото вы видите такой хвостовик от клинка вакидзаси с подписью мэи. Обращают на себя внимание насечки на поверхности хвостовика. Они тоже имели специальное название – ясури-мэ. Их существует 13 типов и все они не похожи друг на друга. А делались они не просто так, а для того, чтобы обеспечить более прочный контакт деревянной рукояти с хвостовиком. На хвостовике могло быть выбито имя кузнеца – као, «имя с титулом» (дзурё-мэй), если кузнец работал при дворе, возраст кузнеца, его псевдоним, имя помощника (дай-мэй), стихи (!), назван храма, которому клинок посвятили, и результат испытания – сколько трупов и сколькими ударами этим мечом было рассечено. Хорошо, что все вместе это никогда на одном хвостовике не писали. С десяток иероглифов – это уже большой текст!

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

На этом фото изображен прекрасный кинжал хамидаси длиной 25,1 см с эмблемой клана Токугава. Очень похож на танто… но не танто. Отличие в отсутствии цубы. Вместо нее небольшой валик и все. В ножны вставляется ко-готана с гравированной металлической рукоятью. Обращает на себя внимание его клинок с долом (хи). Встречалось восемь видов долов, идущих вдоль всего клинка и четыре дола у хвостовика.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Кинжал танто из фондов Британского музея в разобранном виде. Клинок с длинным долом – куитигаи-хи. Слева направо: цуба, сэппа, хабаки, кари-когай – разделенный посредине когай (о нем было в прошлом материале), и «ножик» ко-готана.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Тоже вроде бы неприметная деталь на клинке японского меча или кинжала, но имеющая важное значение – хабаки – крепежная муфта клинка. Здесь же мы видим мекуги-ано – отверстие для крепежного штырька.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

И здесь хорошо видна эта деталь (хабаки), прочно закреплявшая цубу.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Вот так хабаки выглядит, когда эту деталь снимают. Но интересно - она не совсем гладкая. На ней сделаны рельефные полоски. Зачем? Зачем-то…

Муфта хабаки менее всего обладает художественными достоинствами, но она совершенно необходима, и она есть на каждом японском мече, кинжале и даже на копьях. Представляет собой толстую муфту из металла, которая устроена таким образом, что ее внутренняя сторона плотно прилегает к нескольким последним сантиметрам клинка меча или кинжала и также его хвостовика (накаго). У нее несколько функций: прежде всего, она исключает трение клинка и в первую очередь его закаленной части о поверхность ножен. Клинок меча под хабаки следует слегка смазывать маслом, чтобы предохранить это место от коррозии. Но главная функция хабаки в том, что именно она позволяет перенести отдачу от удара через гарду цубу на всю рукоять, а не на колышек мэкуги, сделанный из бамбука или рога.

Хабаки было принято делать из меди, покрывать серебром или позолотой, или же золотой, или серебряной фольгой, а также фольгой из сплава сякудо. Поверхность ее либо полируют, либо покрывают косыми штрихами нэко-гаки («скребки кошка»). Фольга может быть украшена штампованным узором. Хабаки с фамильным гербом мон обычно являются принадлежностью хороших мечей.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Хабаки крупным планом.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Две сеппы и цуба. Хабаки упиралась в сэппу и таким образом прижимала ее к рукоятке цуке. Но не сразу к рукоятке…


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Иногда на хабаки выбивался мон – герб.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Хабаки с гладкой полировкой.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Непосредственно за сэппой, обращенной лицевой стороной к рукоятке, находилась еще одна муфта – фути. Фути охватывает рукоять в том месте, где она соприкасается с сэппой. Эта деталь легко снимается. Но несмотря на все свое утилитарное назначение – упрочить торец рукояти, она является маленьким произведение искусства. Отделывается она в паре с другой деталью, которая называется – касира (яп. «голова»). (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Прорезь для хвостовика клинка в фути. Поскольку фути делал отдельный мастер (вместе с касирой), то она подписывалась им на внешней стороне, прилегавшей к муфте сэппа. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Отверстие в рукоятке для головки касира.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Касира – «Воробей и орхидея». (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

И фути, и касира, и цуба должны были оформляться в едином стиле. Но это правило соблюдалось не всегда. Цуба «Зайцы». (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Очень важная вещь – крепежный штырек мекуги. Именно на нем держалась вся оправа японского меча! Он не дает клинку выпасть из рукояти. Материал – обычно дерево (!), бамбук, но иногда делается из рога носорога. На одной стороне рукояти скрыт обмоткой, на другой виден.

Менуки – напротив - деталь декоративная, но вроде бы помогает плотнее обхватить рукоять. Опять-таки признаком хорошего вкуса владельца меча является единый стиль оформления когая, ко-готаны и собственно менуки. Дайсё-соримоно – вот как назывался этот полный комплект для двух мечей. Прикрепляют менуки не только под оплетку, но и просто на обтяжку рукояти.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Цука кинжала танто. И на ней мэнуки. Хорошо видны также и все вышеназванные детали оправы клинка.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Мэнуки крупно. Их любили дарить друг другу самураи (понятно, что в комплекте с другими деталями). Как говорится, мелочь – а приятно.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Очень оригинальный кинжал танто-яри – «копейный кинжал» эпохи Эдо. Показаны все детали косираэ – оправы: ножны, рукоять, оплетка, вари-когай, го-готана.


Дзюттэ - это, собственно, и не кинжал, и не нож, поскольку имеет цилиндрический или многогранной клинок без лезвия и без острия. Дзюттэ представлял собой особое оружие японских полицейских эпохи Эдо. Клинком с боковым крюком они ловили меч противника и таким образом могли вырвать его из рук или затем сломать ударом вторым клинком. К кольцу на рукояти прикреплялся темляк с цветной кистью, цвет которой свидетельствовал о ранге полицейского.

Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Кинжал дзюттэ в оправе кинжала танто.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Японцы обожали чехлы и футляры. Перед вами футляр для меча, в котором его хранили во время путешествия. Назывался катана-дзуцу.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Но футляры (сая) японцы надевали и на наконечники своих копий, в том числе и самых необычных. Например, для наконечника копья дзюмондзи-яри.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Меч в оправе хранили вот в таких пеналах – катана-бако.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Подставка под мечи катана-какэ. На ножнах дайсё характерная оплетка шнуром – сагео.


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Подставка под мечи – катана-какэ 1861 г. (Государственный музей Мюнхена)


Классический японский меч: все глубже и глубже…(часть 4)

Точильщик мечей 1915 года за работой. Фото Элстнера Хилтона.


Да, японский меч – это целая история, погружаться в которую можно долго и… очень глубоко. Но мы на этом наше «погружение» пока закончим.