Оружейная коллекция
Популярное
Пистолет-пулемёт: эволюционный путь - вчера, сегодня, завтра. Часть 5. Оружие бравых янки. Пистолеты-пулемёты поколения 2+Пистолеты-пулеметы, появившиеся уже непосредственно в годы Второй мировой войны, следуя современной традиции, вполне можно отнести к поколению 2+. То есть заложенные в них конструктивные решения принципиально ничего нового не содержали, но зато они были упрощены еще больше по сравнению с предвоенными образцами. В СССР таким предельно упрощенным образцом стал пистолет-пулемет Коровина («Пистолет-пулемет Коровина — русский Стэн», ВО, 19 февраля 2013), а в Англии, потерявшей массу вооружения под Дюнкерком – известный «СТЭН-ган» — «мечта водопроводчика» («В атаку с дыроколом», «ВО», 10 декабря 2016).
Карамультук и джезайл: грозное оружие для племён своего времени Слово «карамультук» происходит от тюркских слов «кара» — черный и «мылтык» — винтовка, ружьё. Именно поэтому вторым название этого оружия является «карамыльтык».
«Черное ружье» было широко распространено и на Кавказе, и в Азии.
Steyr-Solothurn S1-100. Пистолет-пулемёт, который смог опередить своё времяНовый тип патронов, более мощных, чем пистолетные, но не таких мощных, как винтовочные, позволил создать оружие, отличающееся легкостью, надежностью и высокой эффективностью. Речь идет об автоматах (штурмовых винтовках).
Траншейный нож. Особое холодное оружие применявшееся Первой мировойВо время Первой мировой войны сражающиеся страны придумали и внедрили массу новых образцов вооружения разного назначения. Одним из новых видов оружия стал т.н. траншейный нож. Эта разновидность холодного оружия предназначалась специально для рукопашного боя в узких окопах или помещениях, характерного для Первой мировой. В качестве траншейных ножей использовалось великое множество готовых изделий, а кроме того, подобное оружие разрабатывалось с нуля.
РПК-16. Взгляд на современный лёгкий ручной пулемёт из РоссииВ 1960-е годы американец Юджин Стоунер представил революционное на тот момент времени оружие — модульный стрелковый комплекс, известный под названием Stoner 63. Представленное оружие с взаимозаменяемыми элементами объединяло в себе свойства штурмовой винтовки и пулемета. На вооружение новинка принята не была, но ограничено использовалась подразделениями специального назначения ВМС США в варианте ручного пулемета.
Оружие
БМП для Швейцарских АльпДля большинства из нас Швейцария в первую очередь ассоциируется с банками и финансовой системой, сыром и часами. Большинство ассоциаций абсолютно мирные, даже тот же знаменитый швейцарский нож сугубо практичное изобретение. Да и сама страна, которая добилась высокого уровня жизни для своих граждан и гордится своим нейтралитетом, воспринимается сегодня как одно из наиболее мирных европейских государств, не состоящих ни в каких военных блоках и альянсах.
Исторические рассказы об оружии. М26 «Першинг». Генерал, который почти успел на войнуКогда смотришь на нашего героя вблизи, создается впечатление, что эта машина явно не американская. Этот танк больше похож на те, что громили врага в рядах РККА. Именно поэтому посетители выставок и музеев часто удивляются табличке, на которой написаны данные этого танка.
Снаряд, изменивший всю артиллериюАртиллерию не зря называют богом войны, однако это ёмкое определение еще нужно было заслужить. До того как стать решающим аргументом воющих сторон, артиллерия прошла долгий путь развития. При этом речь идет не только о развитии самих артиллерийских систем, но и о развитии используемых артиллерийских боеприпасов.
Сложные решения: серьезное повышение роли наземной ПВООт ручных комплексов ближнего действия до систем большой дальности. Рынок наземных систем ПВО становится все оживленнее, поскольку страны начинают заменять устаревшие системы и добавляют новые возможности в свои арсеналы.
Очередной разговор о старом калибреОчередная волна разговоров о необходимом и достаточном калибре стрелкового вооружения российской армии разворачивается в средствах массовой информации и специализированных изданиях. Опять ломаются копья в спорах о преимуществах и недостатках мелкого и среднего калибров.
Подпишись на рассылку и будь всегда в курсе наших новостей.

Цуба простата элемента (част 1)

«… Воинские доспехи и снаряжение, отличающиеся показным великолепием, считаются свидетельством слабости и неуверенности их обладателя. Они позволяют заглянуть в сердце того, кто их носит»
Ямамото Цунэтомо. «Хагакурэ» - «Сокрытое под листьями» - наставление для самураев (1716).

Любой рассказ о японских доспехах, а уж об оружии тем более, не может быть полным без того, чтобы не рассмотреть и знаменитый японский меч. Ну как же, ведь это «душа самурая», и как же в таком важном деле без «души»? Но так как про японские мечи в свое время не писал разве что ленивый, то… приходится искать «новизну» и поиски этой самой «новизны» затягиваются. Однако, есть в японском мече такая деталь как цуба и вот она-то тоже, оказывается, может немало рассказать тому, кто ее изучает. И эта деталь еще интересна тем, что она могла быть богато украшена, иметь разную форму и размеры, так что простор для ее изучения открывается просто необъятный. Итак, рассказ наш пойдет о цубе* или гарде для таких видов японского холодного оружия, как тати, катана, вакидзаси, танто или нагината. Причем все эти разновидности между собой тем похожи, что имеют рубяще-колющий клинок и рукоятку, как раз и отделенную от последнего такой деталью, как цуба.

Начнем с того, что назвать цубу гардой можно лишь условно, исходя опять-таки из нашей, европейской традиции и наших взглядов на холодное оружие. В Японии, где всё всегда было не так, как в Европе, гардой цуба не считалась! Правда у древних мечей европейцев гарда как таковая тоже отсутствовала. Так – небольшой упор для сжатой в кулак руки и не более, будь то меч из Микен, колющий римский гладиус или длинный рубящий меч сарматского всадника. Только в средние века у мечей появились перекрестия, защищавшие пальцы воина от удара о щит врага. С XVI века начали применяться гарды в форме корзины или чаши, а также сложные гарды, защищавшие кисть со всех сторон, хотя щитов в Европе в это время уже и не применяли. Дужку-гарду на саблях все видели? Вот это именно она самая и есть, так что подробнее ее здесь можно и не рассматривать. Понятно и то, каким образом она защищала руку своего обладателя. А вот цуба японского меча предназначалась совсем для иной цели.

Цуба простата элемента (част 1)

Пара мечей катана и вакидзаси на подставке.


А дело все в том, что в японском фехтовании удары клинка о клинок были в принципе невозможны. То, что демонстрируется нам в кино – не более чем фантазии режиссеров, которым требуется «экшен». Ведь меч катана делался из стали очень высокой твердости, и закаленное острие у него было довольно хрупким, как бы ни старался кузнец сочетать в одном клинке и твердые, и вязкие слои металла. Стоимость же его могла достигать (и достигала!) в зависимости от качества очень большой величины, поэтому самураи, обладатели таких вот мечей берегли их как зеницу ока. Но и катаны, что ковались деревенскими кузнецами, и катаны, что по заказам знати делали самые известные мастера, при ударе клинок о клинок имели очень большие шансы разлететься на куски, а уж выщербиться обязательно. Ну как если бы вы стали фехтовать опасными бритвами ваших дедушек! Блоки вражеского клинка не предусматривались ни своим клинком, ни цубой. Но цуба, кроме декоративных функций, все-таки имела практическое предназначение, так как служила… упором для кисти руки в момент колющего удара. Кстати, это и еще ряд других причин и обусловили в кэндо (японском искусстве фехтования) большое количество именно колющих выпадов, которые, однако, кинорежиссеры нам почему-то не показывают! Тяжелым европейским мечом с узкой гардой такой выпад сделать было намного сложнее, поэтому-то ими в основном и рубили. Хотя, да, цуба могла вполне защитить от случайного удара. Другое дело, что непосредственно для этого она просто не предназначалась!

Во время поединка воины могли на уровне цубы упираться клинком в клинок и давить ими друг на друга, чтобы выиграть выгодное положение для последующего удара. Для этого даже термин особый придумали – цубадзериай, что буквально значит «давить цубой друг на друга», и это положение встречается в кендо довольно часто. Но даже и при таком положении сражающихся ударов клинком о клинок ожидать не приходится. Сегодня, как память о прошлом, это слово имеет значение «быть в жестоком соперничестве». Ну, а в исторические периоды Муромати (1333 – 1573) и Момояма (1573 – 1603) цуба имела функциональное, а отнюдь не декоративное значение, и для ее изготовления брали самые простые материалы, и внешний вид у нее был столь же незамысловатым. В период Эдо (1603 – 1868), при наступлении в Японии эпохи многолетнего мира, цубы стали настоящими произведениями искусства, а в качестве материалов для нее стали использовать золото, серебро и их сплавы. Железо, медь и латунь тоже применяли, а иногда даже кость и дерево.

Цуба простата элемента (част 1)

У меча с оправой из кости цуба тоже была костяная!


Японские мастера достигли такого уровня мастерства, что делали разноцветные сплавы, не уступавшие по своей яркости и красоте самоцветам самой разнообразной гаммы цветов и оттенков. Среди них был и иссиня-черный цвет сплава сякудо (медь с золотом в отношении 30% меди и 70% золота), и красновато-коричневый кобан, и даже «голубое золото» – ао-кин. Хотя для самых старых экземпляров было характерно обычное железо.

Цуба простата элемента (част 1)

Карп – символ долголетия. Вес 184,3 г. Серебро, медь. (Метрополитен-музей, США)


Среди других, так называемых «мягких металлов», можно назвать такие, как: гин – серебро; суака или акаганэ – медь без каких-либо примесей; синтю – латунь; ямаганэ – бронза; сибуити – медно-золотой сплав с одной четвертой частью серебра («си-бу-ити» как раз и означает «одна четвертая»); по цвету близкий к серебру; рогин – сплав меди с серебром (50% меди, 70 % серебра); караканэ – «китайский металл», сплав из 20 % олова и свинца с медью (один из вариантов бронзы темно-зеленого оттенка); сэнтоку – ещё один вариант латуни; самбо гин – сплав меди с 33 % серебра; сиромэ и савари – твердые и белесые сплавы меди, которые темнели от времени и потому особо ценились именно за это качество.

Цуба простата элемента (част 1)

Полихромная цуба из сплавов сентоку, сякудо, сибуити. Вес 164,2 г. (Метрополитен-музей, США)


А вот ни драгоценные камни, ни жемчуг, ни кораллы в качестве украшения цуб практически не использовалась, хотя природа все это могла бы дать японцам в изобилии. Ведь жемчуг, например, использовался в оформлении индийского оружия, причем не только рукоятей или ножен, но даже и самих клинков. Соответственно, турецкое оружие часто без меры украшали кораллы, которые могли покрывать рукоятку сабли или ятагана едва ли не целиком, а уж о таких камнях, как бирюза и рубины можно было бы и не говорить. Все знают, что одним из признаков эпохи Великого переселения народов стало украшение рукоятей и ножен мечей тех же франкских королей и скандинавских конунгов золотом и драгоценными камнями. Очень популярной была и перегородчатая эмаль, вот только вся эта поистине варварская пышность и подчас явная аляповатость, свойственная также и турецкому оружию, обошла стороной работу японских оружейников.

Цуба простата элемента (част 1)

Очень редкая цуба. Медь, перламутр. Вес 85 г. 1615 – 1868 г. (Метрополитен-музей, США)


Правда, отличительной чертой, присущей времени правления третьего сёгуна Токугава Иэмицу (1623 – 1651), стали цуба и другие детали меча, сделанные из золота. Они были популярны среди даймё – японской высшей знати, вплоть до эдикта 1830 года, направленного на борьбу с роскошью. Однако его обходили, покрывая то же золото обычным черным лаком.

Цуба простата элемента (част 1)

Темой этой цубы стали четыре зонта. Вес 90,7 г. (Метрополитен-музей, США)


Но не материал чаще всего составлял основу для творчества цубако (кузнеца цуб), а литературные произведения, окружающая их природа, сцены из городской жизни. От их пристального внимания не ускользало ничего - ни стрекоза на листе кувшинки, ни строгий профиль горы Фудзи. Все это могло стать основой сюжета для декорирования цубы, которые, как и мечи, всякий раз выделывались по индивидуальному заказу. В итоге искусство изготовления цубы превратилось в национальную художественную традицию, пережившую века, а мастерство их изготовления сделалось ремеслом, передававшимся мастером по наследству. Кроме того, развитию этого искусства как это бывает очень часто, помогало такое явление, как мода. Она менялась, старые цубы заменялись новыми, то есть без работы мастера по изготовлению цуб (цубако) не сидели!

Цуба простата элемента (част 1)

Цуба. Медь, серебро, золото. 1825 г. (Метрополитен-музей, США)


Размеры у всех цуб были разными, но все-таки можно сказать, что в среднем диаметр цубы у катаны примерно составлял 7,5-8 см, у вакидзаси – 6,2-6,6 см, у танто – 4,5-6 см. Чаще всего встречался диаметр 6-8 см, толщина 4-5 мм и вес около 100 граммов. В центре располагалось отверстие накаго-ана для хвостовика меча, а рядом еще два отверстия по бокам для таких принадлежностей, как кодзука и когаи**. Бусидо порицал самурая за ношение колец, серег и других украшений. Но самураи нашли выход из положения в украшении ножен и цубы. Так они без формального нарушения своего кодекса могли показать окружающим и свой изысканный вкус, и немалое богатство.

Основные элементы цубы имели следующие названия:
1. дзи (собственно плоскость цубы)
2. сеппадаи (площадка, соответствующая профилю ножен и рукояти)
3. накаго-ана (клинообразное отверстие для хвостовой части меча)
4. хицу-ана (отверстия для ножа ко-гатана и шпилек когаи)
5. мими (окантовка краев у цубы)

Цуба простата элемента (част 1)

Цуба, которую можно было бы назвать «Двуликий Янус». Вес 320 г. Толщина 2,2 см. Аверс. (Метрополитен-музей, США)


Цуба простата элемента (част 1)

Та же цуба – реверс.


Наиболее популярной формой цубы был диск (мару-гата). Но фантазия японских мастеров была поистине безграничной, поэтому можно увидеть и цубы как строгих геометрических форм, так и в виде листа дерева или даже иероглифа. Были известны цубы в виде овала (нагамару-гата), четырехугольника (каку-гата), четырехлепестковые (аои-гата), восьмигранника и т.д.

Цуба простата элемента (част 1)

Совершенно бесформенная цуба XVIII в. Железо, золото. (Метрополитен-музей, США)


Цуба простата элемента (част 1)

Вроде бы это утки, а так – кто знает. Цуба XVIII в. Вес 73,7 г. Железо, медь. (Метрополитен-музей, США)


Причем уже сама форма цубы с прорезанным на ней орнаментом или изображением могла представлять собой и ее главный декоративный элемент, хотя в период Эдо именно ее поверхность (как внешняя, так и внутренняя) чаще всего становилась полем работы для ее мастера.

Цуба простата элемента (част 1)

Чем не древнее, тем – проще! XIV в. Железо, медь. Вес 155,9 г. (Метрополитен-музей, США)


Обычно декорировались обе стороны цубы, но лицевая сторона была главной. Вот только и здесь у японцев было все наоборот, так как лицевой стороной считалась та, что была обращена к рукояти! Почему? Да потому, что мечи носили заткнутыми за пояс, и только в этом случае постороннему человеку можно было увидеть всю ее красоту! Сторона, обращенная к клинку, могла продолжать сюжет лицевой стороны, но посмотреть на нее можно было лишь с позволения хозяина меча, которому, чтобы ее показать, нужно было достать меч из-за пояса или извлечь клинок из ножен.

Цуба простата элемента (част 1)

Цуба с прорезью в виде цветка павлонии. XVIII в. Вес 116.2 г. (Метрополитен-музей, США)


*Напоминаем, что в японском языке нет склонений, однако в некоторых случаях к ним приходится прибегать и изменять японские слова, следуя нормам русского языка.
** Кодзука – рукоять ножика ко-гатана, который вкладывался в специальную емкость в ножнах короткого меча вакидзаси. Длина его обычно составляла 10 см. Это изысканное украшение меча, на котором часто изображались хризантемы, цветущие деревья, животные и даже целые сюжеты. Когаи располагались на лицевой стороне ножен и представляли иглу или шпильку. Характерными деталями когаи является расширение к вершине и изящная ложечка на конце рукояти для прочистки ушей. Украшались они точно так же, как и кодзука.


Автор выражает свою признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за информационную поддержку и предоставленные фотографии.